В это воскресенье, в день прославления Христовой Церковью всех пермских мучеников и исповедников веры христианской, православные пермяки празднуют и День рождения нашего архипастыря – владыки Мефодия. К этому году он прожил на Земле 70 лет, из которых более 50 посвятил Богу, Создателю душ и телес, Источнику радости и добра, приводя к Нему тысячи пожелавших спасения людей. Мы публикуем подборку слов из его проповедей, сказанных им в разные годы по разным поводам, остающихся актуальными и сегодня – ведь проблемы у людей всегда одни и те же, надо лишь напомнить пути и честно приложить все усилия для их решения.
Слова, извлеченные из проповедей и статей митрополита Мефодия за годы его служения Богу и людям
О Церкви и церковных догматах.
В начале зарождения Церкви Божией, когда Апостолы и с ними первые христиане стали собираться в домах для преломления хлеба, они не имели еще того чинопоследования, которого придерживаемся теперь мы. Ведь если подумать – это покажется совершенно невероятным – вместить в рамки внешних человеческих действий благодать Духа Святаго, которая покрывала всю Церковь, когда Апостол поднимал руки. Но уже тогда в центре богослужений стояла Евхаристия, жертва любви Бога к согрешившему человеку, жертва хваления и благодарения человечества за Крестные страдания Христа. И все появившиеся в дальнейшем молитвословия, песнопения и обряды христианского богослужения служили связующим звеном между человеком и Источником любви, Богом. И если бы ныне, воздавая Богу хваление, в сердцах наших горела та любовь к Нему, которую имели первые христиане, у нас не было бы ни суетных просьб, ни унывных воздыханий. И Господь отвечал бы на нашу любовь, воздавая нам полезное и потребное.
И до сего дня Святая Церковь стремится через богослужение оторвать нас от наших земных привязаностей и пристрастий, и заполнить наши сердца любовью ко Христу. Ибо без любви к Богу не может быть совершенной и наша любовь к ближнему. И только познавая любовь Божию к нам, мы можем понять, что значит поистине любить ближнего своего так, как Бог велит – всем сердцем, всей душой, любить его, как самого себя.
В течение двухтысячелетнего земного странствования Церкви Божией не единожды совершались попытки потопить Церковный корабль, изменить его курс посредством ересей и расколов. Но как ничтожны оказались усилия тех, кто посягал на это, будь то: цари, императоры, полководцы, или иные сильные мира сего. Кем бы и чем они не обладали, но оказались бессильны против воли Божией, против Истины, против света Евангельского учения. И история Христовой Церкви подтверждала это многократно, поскольку Святая Православная Церковь есть столп и утверждение Истины.
О свидетельстве веры.
Апостол Павел, говорит: “Испытывайте самих себя, в вере ли вы” (2 Кор. 13,5). Я хотел бы, вспомнив эти слова, спросить и нас с вами: в вере ли мы? О Православии ли свидетельствуем мы в этом мире? Торжество ли его несем в своих душах, или они наполнены обыденной суетой, а потому мы ничуть не отличаемся от других людей? О каком торжестве веры и торжестве Православия мы можем говорить, если не способны свидетельствовать о своей собственной вере перед ближними нашими, выйди за пределы храма? Быть православным – это ответственно. Потому что Православие, есть истинное Богопознание и Богопочитание. Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною и прославление Бога истинным познанием Его.
О человеческой немощи и силе Божией.
Апостол Павел говорит: “Сила Божия совершается в немощи” (2Кор. 12, 9). В какой немощи? Не в той, конечно, расслабленности и лености, в которой находимся мы, когда, оправдывая свою индифферентность, свое равнодушие, говорим о себе: “Мы немощные, мы больные… Я сегодня немножко послаблю себе пост… Да ничего, Господь простит”. Нет, немощь, о которой говорит Апостол Павел – это наше стремление к Богу, наше осознание того, что одними лишь собственными силами мы не способны достичь Божия благоволения. Что из-за греха, отделяющего нас от Бога, мы не способны приблизиться к Нему посредством одних лишь собственных усилий. И когда иссякает наша надежда на помощь человеческую, тогда начинает действовать в нашей жизни Господь.
О жизни христианской.
Многие ли из нас свидетельствуют своей жизнью, своими делами, что мы – действительно христиане, дети Божии? На многих ли из нас запечатлелся Божественный свет? Многие ли, выйдя сегодня из храма, изнесут в себе благодатную силу Духа Святаго, которую мы в общей молитве, в церковных Таинствах принимаем от Господа? А ведь душа человека, расцветая под действием благодати Божией, должна отражать Славу Божию.
Господь очищает нас с вами, когда мы обращаемся к Нему. Ибо только Бог может избавить нас от оков греха, отобразить в нашем облике Свой образ и помочь возвратить утраченное подобие. И тогда этот образ благости, это отражение душевного мира и внутреннего спокойствия, знаменуясь на нас, будет свидетельствовать перед людьми об истинности нашей веры. Этот образ явится силой, преображающей жизнь. И когда Благодать Божия коснется души и сердца, тогда мы почувствуем, как по настоящему должно жить человеку, как по настоящему мирно и благодатно в сердце и в душе нашей с Господом.
О смысле жизни.
Когда я слушаю Чайковского, часто думаю об одном: вот в этой душе до конца проявилось то, что дано было от Бога. А ведь жизнь его была страстной, в ней часто случались падения, но мы не помним ничего этого – мы только слышим музыку. Итог этой жизни – итог колоссальных усилий, исполинской борьбы…
И вот – душа современного человека. Очень часто – пустая, неодухотворенная и не осмысляющая себя. Когда в ней происходит борьба, стремление показать миру свое “я”, это чаще всего заканчивается поступками бесчеловечными, жестокими.
Посмотрите, сколько подростков кончают жизнь самоубийством! Кто виноват: семья, школа, друзья? Простите, но жизнь-то твоя, тебе дана, а не школе номер такой-то! Они расстаются с бесценным, священным даром, с чудом, перед которым стоит преклоняться, как с чем-то дешевым, мимолетным, не придавая даже этому значения.
Какой бы сложной, какой бы, извините за выражение, отвратительной эта жизнь ни была, мы обязаны бороться за нее, спасать ее. На это способен человек, в котором живо доброе начало – совесть. Только она подсказывает человеку точный курс. И только она говорит: тут надо бы посоветоваться со старшими, с более опытными. Все или почти все определяется воспитанием. Наше общество из поколения в поколение растит людей, у которых нет никакого воспитания. Они ничего не впитали, они хилы духом и душой.
О спасении души.
Дело спасения – великое, многотрудное и постоянное делание души и сознания нашего. Надо, чтобы чувство недостоинства, греховности стало нашим собственным чувством, чтобы оно исходило из сердца нашего. Тогда мы усугубим свои молитвы, свои прошения ко Господу и постараемся избавиться от дел ненужных и греховных, ведущих к погибели.
Только тогда мы вправе уповать на милосердие Божие и на спасение наше во Христе Иисусе.
О чистоте сердечной.
Главное в нашей жизни – это настроение сердечное. Ибо, каков кто в сердце, таковым его имеет и Бог, несмотря ни на какие внешние отличия и преимущества. Надо рассмотреть: каково наше сердце? Исходит ли из него благодарность ко Творцу? Или мы ждем каких-то особенных чудес, чтобы благодарить Господа? Но мы забываем о том, что каждодневно являемся участниками и свидетелями чуда. Мы не считаем чудом то, что наступил сегодняшний день, что мы в здравии встали утром и пришли в храм, что мы можем исповедовать Православную веру… За это мы не благодарим Бога – “это само собой разумеется, так и должно быть”. Значит, нашего сердца коснулась духовная проказа. Но не внешнее благополучие, не временная телесная красота есть подлинный смысл нашего существования, а то внутреннее здравие, что мы имеем в сердце своем, что соединяет нас со Христом – в нем заключается начало вечной жизни. Ибо, только соединяясь с Богом, мы живем подлинной христианской жизнью.
О пастырстве.
Надо понимать, что пастырство – это особая миссия, это не работа, а служение, но служение особое, жертвенное. Горение духа – вот что должно характеризовать пастыря Церкви Божией.
О послушании.
Для меня в моем возрасте неоспорима аксиома: выслушай моего совета – и поступи, как тебе велит совесть. Послушание, как я понимаю, и есть чуткое вслушивание в душевные движения, звуки душевных струн друг друга…
Об обличении ближнего.
Как правило, обличения и выговоры вызывают у нас неприятие, эта тема никому не нравится. Обычно каждый считает, что он прав, что у него всегда есть обстоятельства, оправдывающие его поступки. Бесспорно, человеческие недостатки были всегда. Но, к сожалению, сегодня все больше и больше материализуется наш дух. Он не питается от Духа Божия, ныне мы стараемся перевести его в плоскость сугубо материальную. Но дух материальным быть не может. Поэтому духовная природа человека все больше и больше искажается. И когда мы делаем попытку говорить с другими людьми о наболевших духовных вопросах, наше собеседование не приносит пользы, потому что и в нас самих, как правило, говорит внутренние буря, гнев, негодование. А эти чувства не могут помочь исправить грешника. Потому что, если нет в нашем слове любви, такое обличение только отдаляет нас друг от друга и не приносит ближним нашим никакого исцеления. Это надо знать, потому что именно такого рода отношения между людьми наличествует сегодня в мире.
О радости истинной и ложной.
Как часто в своей жизни мы радуемся и веселимся! Но наша мнимая радость быстро исчезает, оставляя в душе горький осадок. К примеру, мы веселимся, просматривая юмористические программы, которыми заполнены телевизионные каналы. Но посмотрите на это веселье – оно со слезами на глазах. Это не веселье, а плач об искажении человеческой природы, над которым сам человек и смеется. Подлинная же радость, это та, которая исходит от Бога. И подобно тому, как бесконечен Бог, так бесконечна божественная радость. Она всегда течет, всегда цветет и никогда не иссякает.
О благодарности.
Как часто, получив от Бога просимое, мы вновь ввергаемся в пучину житейских обстоятельств, в суету различных проблем. И в этой суете, быстро забываем о том, что “едино же есть на потребу” (Лк. 10, 42). Тем самым, мы обрываем связующую нить, соединяющую нас и с Богом и с ближними нашими. Ведь только чувство благодарности соединяет нас друг с другом. Когда оно живет в нашем сердце, мы всегда вспоминаем своего благодетеля, всегда молимся о нем, даже если у нас все благополучно. Стало быть, что нас связывает с ним? Память. Благодарная память связывает нас друг с другом, невзирая на расстояние, на время, на положение в обществе. Так и с Богом. Чувство благодарной памяти – вот та нить, которая, как живительный ручей, непосредственно связывает нас с Богом, и которую мы никогда не должны обрывать.
О приближении к Богу.
Сила диавола покоряется только Господу, укрощается только именем Божиим, и только к Богу приближаясь, человек разрывает духовные цепи, которыми сковал его сатана, и противостоит диавольскому порабощению. Он освобождается от власти греха и приближается к Господу, как к Свету, который испепеляет и сожигает, как огнем, все нечистое. И человек, озаренный Божественным светолитием, становится миролюбивее, добродушнее, степеннее. Он уже видит в ближних своих не их пороки и недостатки, а таких же людей, как и сам он, с такими же немощами, а значит – он прощает, с такими же слабостями, значит – он оправдывает, с такими же болезнями, значит – он снисходителен. Человек освобождается от власти сатаны, и, приближаясь к Богу, приближается к братьям и сестрам своим, окружающим его в повседневной жизни. Он становится членом христианского общества, членом Церкви, становится на тот путь, следовать которым в этом мире призвал его Господь.
О Божественном замысле и воле Божией.
Мы сегодня растратили дух мира, любви, потеряли страх Божий, благоговение к Нему, и увлеклись коммерцией, заразились жаждой комфортной жизни, устроением своих земных дел, и устремились, как сегодня говорят средства массовой информации, к рыночным отношениям, основанных на принципе “купи-продай”. Но ведь наши сердце и душа – это творение Божие, и мы не можем на этом принципе – “купи-продай” – строить свои отношения с Богом. Мы не можем в этом мире вершить свои дела без помощи Божией, противясь Его о нас замысле. Мы не должны снова и снова попирать Его заповеди, ибо тогда мы вновь окажемся действующими лицами той губительной драмы, того постыдного примера из нашей истории, когда Господь отвернулся от нас и оставил нас одних лицом к лицу перед бездной наших грехопадений и безумных свершений. Мы не должны вновь дойти до той черты и до того состояния, когда в очередной раз Господь отринет нас и снова предоставит нам самим, своими собственными силами устраивать свою жизнь. Как это страшно и опасно! Как это опасно, когда люди начинают жить, не согласуя свои поступки с волей Божией. Когда, перестав видеть в ближнем своем образ Божий, терзают друг друга, дабы устроить каждому свое благополучие. Это страшно и опасно.
О вечности.
Чаще всего мы просим у Бога помощи в наших жизненных ситуациях, но не простираем свою мысль к конечной точке нашего бытия, к той черте, к которой мы должны в итоге подойти. Но если бы мы помнили о том, где наше истинное отечество, где последняя наша пристань, мы приложили бы все старания, чтобы быть со Христом и благодарить Его за все, что Он посылает нам во спасение наше. Тогда и мимолетные жизненные ситуации будут проходить так быстро, незаметно, что мы и нервы свои не будем на них растрачивать.
О времени.
Мы должны помнить и ценить время нашей жизни, не растрачивая его на праздные развлечения. Но каждое мгновенье, каждый прожитый нами день, каждый сделанный шаг должны нести смысловую нагрузку и созидать духовные сокровища для жизни будущей, вечной, нескончаемой, для жизни с Богом.
Нельзя бездумно тратить год за годом всю жизнь. Нас одолевают лень и косность: завтра, не сейчас, потом, авось… А вдруг этого “потом” не будет?
Время течет, силы наши истощаются, благие порывы гаснут. В какой-то час мы спохватываемся – поздно… Добрые поступки требуют ежедневных упражнений.
И если сегодня мы успеем сделать добро, если делание его станет правилом на каждый день – мы оправдаемся перед историей и перед людьми…