Домовые храмы вузов и российское законодательство

Желание иметь домовый храм есть у профессорско-преподавательского состава и студентов многих российских вузов. История отечества свидетельствует о том, что в дореволюционной России домовые православные храмы были при многих высших учебных заведениях. Это неудивительно – Православие было государственной религией Российской империи.

В современной России тоже существуют православные храмы при государственных высших учебных заведениях. Самым известным и первым по дате образования является храм св. мученицы Татианы при Московском государственном университете им. Ломоносова, воссозданный в 1994 г. Именно в связи с основанием этого храма российские студенты, продолжая давнюю традицию, отмечают 25 января студенческий праздник – Татьянин день.

Какие правовые основы имеются для создания домовых церквей? Как и кому следует действовать, чтобы создать домовый храм при государственном вузе? Как быть, если о желании создать при вузе храмы заявит несколько конфессий?

С этими вопросами редакция обратилась к председателю Ассоциации домовых храмов при учебных заведениях Российской Федерации, доценту юридического факультета МГУ им. Ломоносова, кандидату юридических наук, настоятелю храма св. мц. Татианы при МГУ протоиерею Максиму Козлову.

Рассмотрим аргументы “против” создания домовых храмов при вузах и попытаемся объяснить, почему они на самом деле таковыми не являются. Кроме этого, приведем и аргументы “за”.

1. Конституция Российской Федерации, в частности, ст. 14, гласит: “Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом”.

Очевидно, что создание домового храма при вузе никоим образом не затрагивает светской сущности государства, поскольку в этом случае конституционные основы государственного управления и государственного строя не меняются.

Религия, которую исповедуют прихожане домового храма университета, не становится обязательной для всех студентов и преподавателей. Они могут свободно посещать или не посещать богослужения в домовом храме университета, точно так же как и пользоваться или не пользоваться услугами столовой или дома культуры при нем.

Домовый храм влиять на управление вузом не может – ни уставом вуза, ни уставом религиозной организации это не предусмотрено. Да и Церковь вовсе не претендует на светскую власть. Другое дело, что, просвещая души людей, она побуждает их действовать на основе христианской морали.

Перед законом многонациональной и многоконфессиональной демократической России Православная Церковь, действительно, не имеет никаких преимуществ по сравнению с другими религиозными организациями. Но не удивителен тот факт, что ректорат университета выбрал именно Православие – историческую религию, послужившую основой создания Российского государства, здание храма которой до сих пор сохранилось в университете, хотя и использовалось долгие годы не по назначению, и было бы удивительным, если бы для домового храма главного столичного университета России, 70-80 % жителей которой считают себя православными, была бы принята иная религия. Свобода выбора – это и есть свобода.

2. Федеральный закон от 26.09.97 “О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон о свободе совести) установил, что “в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство… обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях” (ст. 4).

Создание при вузе домового храма совершенно не меняет характер образования – оно не становится от этого религиозным, но продолжает оставаться светским, поскольку программа обучения не меняется.

Церковь через свой храм не участвует в преподавании специальных дисциплин (даже факультативных). С ними желающие могут ознакомиться в воскресной школе храма, но не в вузе. Лекции и семинары в университете не начинаются пением “Царю Небесный” и не заканчиваются молитвой “Достойно есть”.

Домовый храм принимает участие в образовательном процессе студентов в той же мере, как и любой православный храм, прихожанами которого являются студенты и преподаватели.

Закон о свободе совести гласит: “Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается” (ст. 6).

Здесь есть четкий запрет создавать храм в указанных органах и организациях, но нет запрета создавать его при них или, что то же самое, на их территории. Храм в учреждении может рассматриваться как структурное подразделение (наподобие бухгалтерии, лаборатории, столовой и т. п.), но храм при учреждении – это отдельная организация, внешняя по отношению к нему. Именно с таким предлогом и должно звучать официальное название религиозных домовых храмов, чтобы не навлечь “справедливый гнев” блюстителей закона. Тем же организациям, в названии которых вместо предлога “при” значится предлог “в”, можно посоветовать внести соответствующие изменения в учредительные документы, не дожидаясь конфликта с соответствующими государственными органами.

Указание на возможность создания домового храма содержится в ст. 16 Закона о свободе совести: “религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества)”. Значит, никто не вправе запретить религиозной организации (в данном случае Русской Православной Церкви) основать и содержать храм, а ведь его можно создать и на территории вуза, если это пожелают его администрация, преподаватели и учащиеся.

Вуз может предоставить свое помещение под храм, но домовая церковь есть и всегда будет самостоятельным юридическим лицом, входящим в структуру Русской Православной Церкви, а не вуза.

Это подтверждает и практика регистрации домовых храмов при вузах органами юстиции.

3. Закон РФ от 10.07.92 № 000-1 “Об образовании” устанавливает в статье 1, которая называется “Государственная политика в области образования”, что “в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются” (ст. 1).

Что такое “в”, а что такое “при” мы уже рассмотрели применительно к Закону о свободе совести.

Следует обратить внимание, что эта формулировка не менялась с 1992 г., в то время как государственная политика в данной области изменилась. Так, если Закон РСФСР от 25.10.90 “О свободе вероисповеданий” в ст. 9 провозглашал, что “государственная система

образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии”, то в Законе РФ от 26.09.97 “О свободе совести”, отменившем Закон “О свободе вероисповеданий”, уже не содержится указание на светский характер системы государственного воспитания, а остался лишь запрет на несветскость образования. Следовательно, Законом религиозное воспитание в светских вузах не запрещено.

Кроме того, на приведенную здесь формулировку ст. 1 Закона “Об образовании” нет ссылки в Законе от 22.08.96 “О высшем образовании”, являющемся специальным для высших учебных заведений. Согласно же юридическим правилам разрешения правовых коллизий (т. е. противоречий), нормы специального закона в случае правовой коллизии имеют преимущество перед нормами общего закона (для высшего образования специальным является Закон “О высшем образовании”, а общим – Закон “Об образовании”).

В статье 2 Закона “Об образовании” перечислены следующие принципы государственной политики в области образования:

“1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений”.

Ничего запрещающего создавать при государственных и муниципальных вузах домовые храмы в перечисленных принципах нет.4. Федеральный закон от 22.08.96 “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”(далее – Закон о высшем образовании) гласит (ст. 2): «Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации “Об образовании”, а также на следующих принципах:

– интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;

– конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

– государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования».

Запретов на создание при государственных и муниципальных вузах домовых храмов в перечисленных принципах тоже нет.

5. Постановлением Правительства РФ от 30.06.01 № 000 “О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения” утверждено соответствующее Положение. Значит, если при вузе когда-то был

православный храм и он сохранился поныне, предусматривается его передача Церкви в соответствии с утвержденным порядком.

Создать же домовый храм в негосударственных и немуниципальных вузах вообще не составляет никакой правовой трудности, поскольку в этом случае вопрос решается исключительно собственником образовательного учреждения.

6. Вновь обратимся к Закону о свободе совести: “В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства” (ст. 3).

Таким образом, если студенты и (или) преподаватели вуза решат исповедовать вместе православную религию, то это – их законное право, которое не может быть ограничено даже федеральным законом, поскольку данное право не нарушает “основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства”.

7. Согласно ст. 28 Конституции РФ “каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ “имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации”.

Более того, согласно ст. 18 Конституции РФ, “права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием”.

Таким образом, действующее российское законодательство не запрещает создавать при вузах домовые храмы. Напротив, судя по озабоченности государственных органов проблемами нравственности современной молодежи, государство должно приветствовать и активно поддерживать такую деятельность Русской Православной Церкви. Приведенные аргументы позволяют не только убеждать компетентные государственные должностные лица (например, регистрирующие организации) в случае их сомнения в правомерности создания домовых храмов, но могут также использоваться при убеждении колеблющегося, а то и просто противящегося этому руководства вуза.

Получение согласия высших должностных лиц учебного заведения на создание домового храма при учебном заведении, думается, является обязательным условием, поскольку именно от них, в первую очередь, зависит, предоставить ли храму территорию вуза и допустить ли в названии религиозной организации наименование учебного заведения (с приставкой “при”).

В этом процессе важен и исторический аспект. Возьмем, к примеру, историю храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете. В 1757 г. инициатором создания университетской домовой церкви выступил директор Московского университета. В 1784 г. директор Московского университета -Визин уже просил передать университету дополнительно другой храм. 18 апреля 1817 г. попечитель Московского университета князь Андрей Петрович Оболенский инициировал восстановление домовой церкви, сгоревшей в огне русско-французского пожара.

Продолжил эту традицию, хотя, конечно, в абсолютно других условиях, и нынешний ректор МГУ, академик Садовничий Виктор Андреевич. Именно приказом ректора от 17.03.94 № 000 на основании Решения Ученого совета от 01.01.01 г. был воссоздан Татьянинский храм. Конечно, юридически ректор и Ученый совет не могут создать православный храм, но крайне важно было их решение начать этот процесс. Затем согласно процедуре, установленной законом и внутренними нормативными актами Русской Православной Церкви, Церковь беспрепятственно смогла зарегистрировать религиозную организацию с соответствующим названием на территории первого вуза страны. Безусловно, важную роль в этом сыграли и заслуженные преподаватели университета, которые входили в инициативную группу по воссозданию домового храма. Честь им и хвала!

Так что, продолжать прекрасные традиции во славу Божию и на благо Отечества нашего есть все возможности, в том числе и законодательные.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *