предки
| буддизм
| древний иудаизм | христианство | ислам |
предшествующее учение (тип):
| частично
ведизм/брахманизм (пантеизм) | непосредственное общение Адама и Евы с Самим Богом
(монотеизм.Рай)
| непосредственно древний иудаизм
(монотеизм) | древний иудаизм, язычество и христианство (моно- и политеизм) |
основатель пред. учения:
| духи и люди | Бог
| Бог
| Бог, люди и духи
|
время основания пред. учения:
| около 1500 лет до Р.Х. | сотворение мира | около 4500 лет до Р.Х. | около 33 г. по Р.Х. |
справка
| буддизм: | древний иудаизм: | христианство: | ислам: |
тип духовного пути:
| вероучение | религия | религия | религия |
разновидность дух. пути:
| атеизм | монотеизм | монотеизм | монотеизм |
основатель:
| человек Гаутама | Бог
| Бог (Сын Божий)
| человек Мухаммед
|
время зарождения:
| около 600 лет до Р.Х. | около 4500 лет до Р.Х. | 33 г. по Р.Х. | около 600 г. по Р.Х. |
объяснение мироздания
| буддизм: | древний иудаизм: | христианство: | ислам: |
существует ли мир реально:
| нет | да | да | да |
кто или что создало мир:
| никто | Бог | Бог | Аллах |
есть ли вообще Творец:
| нет | да | да | да |
почему создан этот мир:
| неизвестно | по Любви Бога | по Любви Бога | по желанию Аллаха |
для кого создан этот мир:
| ни для кого | для людей | для людей | для людей |
каков смысл существования нашего мира для нас, людей:
| нет смысла | нужен для выбора: с Богом жить, или же с дьяволом | нужен для выбора: с Богом жить, или же с дьяволом | нужен для войны между верными и неверными |
почему в мире есть страдания:
| потому что у всех материальных живых существ желания необузданы | потому что мир после грехопадения живет без Бога | потому что мир после грехопадения живет без Бога | потому что мир после грехопадения живет без Аллаха |
кто или что является причиной страданий:
| неизвестно | ангел, выбравший существование без Бога (сатана, дьявол) | ангел, выбравший существование без Бога (сатана, дьявол) | ангел, выбравший существование без Аллаха (сатана, дьявол) |
существуют ли высшие личности, взаимодействующие с людьми:
| есть. Подавляющему большинству люди безразличны | есть. Ангелы Божии и ангелы отпадшие борются за души людей, а также могут помогать исцелять тело | есть. Ангелы Божии и ангелы отпадшие борются за души людей, а также могут помогать исцелять тело | есть. Джинны разной веры борются за души людей, а также могут помогать исцелять тело. Ангелы могут помогать тоже. |
возможно ли просить и получать помощь от высших личностей:
| нет | да | да | да |
существует ли время:
| нет | да, в этом мире | да, в этом мире | да |
будет ли конец мира:
| нет | будет | будет | будет |
будет ли конец страданий:
| да – для будд | да – для исполнивших Закон | да – для полюбивших Бога и людей | да – для исполнивших Закон |
придет ли Мессия, Спаситель, и что сделает:
| не придет | придет. Воскресит всех мертвых, призовет на Суд, разделит всех на верных и неверных | придет. Воскресит всех мертвых, призовет на Суд, разделит всех на любящих и нелюбящих Его | придет. Воскресит всех мертвых, призовет на Суд, разделит всех на верных и неверных. Уничтожит все кресты! |
в чем причина конца этого мира:
| | без Бога миром овладевает дьявол, а с ним – смерть | без Бога миром овладевает дьявол, а с ним – смерть | Аллаху надо будет окончательно разделить верных и неверных |
что будет после конца этого мира:
| | Новый мир, и отдельно геена (свалка, помойка) | Новый мир, и отдельно геена (свалка, помойка) | Новый мир, и отдельно геена (свалка, помойка) |
что будет для людей в этих новых мирах:
| | безбрежное счастье для любящих Бога, и бесконечный плач тех, кто не полюбил Бога | безбрежное счастье для любящих Бога, и бесконечный плач тех, кто не полюбил Бога | безбрежное счастье для верных, и бесконечные муки для неверных |
путь человека
| буддизм: | древний иудаизм: | христианство: | ислам: |
Почему человек именно таков:
| неизвестно | потому что Бог сотворил нас по Своему образу: трехсоставными (дух, душа, тело), двухприродными (телесными и духовными), творчески преображающими мир (приспособленными для инструментальной и поисковой деятельности). Это образ Бога. Подобие (совершенство) нынче утеряно. | потому что Бог сотворил нас по Своему образу : трехсоставными (дух, душа, тело), двухприродными (телесными и духовными), творчески преображающими мир (приспособленными для инструментальной и поисковой деятельности). Это образ Бога. Подобие (совершенство) нынче утеряно. | так пожелал Аллах, но не объяснил этого. |
есть ли глубинная, внутренняя связь человека с Творцом мира:
| неизвестно | есть: бессмертный дух, переданный лично от Творца; сыновнее родство | есть: бессмертный дух, переданный лично от Творца; сыновнее родство | нет |
зачем рождается человек:
| неизвестно | для вхождения в полноту Счастья с Богом | для вхождения в полноту Счастья с Богом | для поклонения Аллаху |
существует ли реально человеческое “Я”:
| нет; современные буддисты иногда говорят “да”, но Будда отрицает. | да | да | нет; реальна лишь личность Аллаха; наши души – лишь фикция |
смертна или бессмертна душа человека, его “Я”, и откуда эти сведения:
| душа бессмертна не как сущность, “Я”, а только как набор характеристик, характер. Самосознание смертно. Это сказал человек Будда | душа бессмертна полностью; мало того, и тела будут бессмертны во Царствии после начала Нового мира. Это сказал Бог, Творец душ и тел | душа бессмертна полностью; мало того, и тела будут бессмертны во Царствии после начала Нового мира. Это сказал Бог, Творец душ и тел | душа бессмертна полностью; мало того, и тела будут бессмертны во Царствии после начала Нового мира. Это сказал Аллах, Творец душ и тел |
почему человек несчастен:
| потому что не желает вырваться из бесконечного круга перевоплощений и страданий | потому что живет по своим помыслам и желаниям, а не по Божиим | потому что живет по своим помыслам и желаниям, а не по Божиим | потому что живет по своим помыслам и желаниям, а не по Корану |
что привело человека к несчастливости:
| нет причин | самооправдание после нарушения запрета Отца, сделавшее невозможным его пребывание с Отцом Богом | самооправдание после нарушения запрета Отца, сделавшее невозможным его пребывание с Отцом Богом | несоблюдение запрета Аллаха и последовавшее затем наказание |
может ли человек быть абсолютно счастлив:
| да | да | да | да |
в чем оконечное, максимальное счастье человека, которое можно назвать и смыслом жизни:
| в достижении личной нирваны, просветления. При этом “Я” растворяется, уничтожается. | в восстановлении законных отношений с Богом и людьми. При этом “Я” больше не развивается. | в восстановлении отношений Любви с Богом и людьми. При этом “Я” получает максимальное развитие и раскрытие. | в наслаждении удовольствиями джанната (рая). При этом “Я” больше не развивается. |
что необходимо делать для достижения максимального счастья:
| признать факт своей несчастливости;
признать истинность буддизма;
размышлять над Четырьмя истинами;
исполнять Срединный путь;
прекратить реагировать на окружающий мир; прекратить ненавидеть, чувствовать, любить; оставить друзей, семью, родителей и детей; прекратить жить сначала душевно (чувствами), потом духовно (самосознанием), потом телесно.
| признать факт своей немощи вернуться к Богу; признать истинность иудаизма;
принять обрезание; изучать Библию;
взывать к Нему в молитве; стараться исполнить Закон Божий;
раскаиваться в ошибках и просить прощения у Бога и людей; участвовать в богослужении;
помогать людям чем возможно
| признать факт своей немощи вернуться к Богу; признать истинность христианства;
принять крещение;
изучать Библию и святых отцов;
взывать к Нему в молитве; стараться полюбить Бога выше всего, и всех людей как себя самого; исследовать себя; раскаиваться в ошибках и просить прощения у Бога и людей;
принимать Таинства; помогать людям чем возможно
начать жить не только телесно и душевно, но и духовно (богообщением)
| признать истинность ислама –
произнести при свидетелях формулу принятия ислама;
изучать Коран и Сунны;
подавать регулярно милостыню;
совершать 5 раз в день молитву;
совершить хадж в Мекку;
соблюдать пост
(5 столпов).
но возможен и обходной путь: достаточно только произнесения формулы принятия ислама, если человек не может или не хочет соблюдать всё.
|
достаточно ли человеческих усилий для достижения полноты счастья?
| да | нет. Счастье дает лишь Сам Бог, в ответ на наши пожертвования и усилия | нет. Счастье дает лишь Сам Бог, в ответ на наши усилия (соработничество) | нет. Счастье дает лишь Сам Аллах, в ответ на наше исповедание ислама |
в чем должно быть взаимодействие Бога и людей:
| оно невозможно | в устремлении друг к другу по Закону | в устремлении друг к другу по Закону любви и верности | оно невозможно |
в чем должно быть взаимодействие верующего и окружающих:
| В идеале – отсутствует | необходимо строить на соблюдении Закона | необходимо строить на соблюдении Закона любви | необходимо строить на соблюдении Закона |
предопределены ли действия человека:
| нет, есть свобода действия | возможно, некоторые | нет, есть свобода волеизъявления | все предопределены |
этика и мораль
| буддизм: | древний иудаизм: | христианство: | ислам: |
почему запрещены те или иные действия:
| мешают достижению просветления | оскверняют чистоту души и тела человека; нарушают Закон | уподобляют человека бесам и животным, и отдаляют от Бога и людей | нарушают Закон |
могут ли они быть оправданы:
| безразлично | нет | нет | нет |
могут ли быть прощены:
| безразлично | да, при условии принесения жертвы | да, при условии искреннего раскаяния и совершения Исповеди | да, при условии принесения жертвы |
в чем самое худшее действие, ведущее к смерти, самым тяжелым последствиям:
| такого нет | идолопоклонство, пролитие крови и прелюбодеяние; нераскаянность, непризнание содеянного за грех | приписывание явного действия Духа Святого другим причинам (ложь на Его действие, например в святых людях и явных чудесах); нераскаянность и неверие, как следствие нелюбви к Богу | идолопоклонство, клевета, убийство мусульманина,бегство с поля боя; кража у сирот; нарушение благочестия в Мекке; оставление надежды на прощение грехов; прелюбодеяние, лжесвидетельство; жизнь на проценты; употребление свинины и спиртного |
отношение к браку и семье:
| безразличие; но личному счастью – брак и дети мешают | изъявлено Божие благословение на брак и семью | семья – реализация полноты любви, как образ Пресвятой Троицы | желательность |
разрешено ли многоженство:
| нежелательно | да, ограниченно | нет | да; сегодня говорят – нет |
разрешены ли половые излишества (извращения):
| да (более всего в тантризме) | нет | нет | да |
разрешен ли блуд и измена:
| почти безразлично | нет | нет | нет |
есть ли различие между мужчиной и женщиной, и в чем:
| нет различий | есть, муж – человек, активное и ответственное начало; жена – помощница человека, подчиненная. | есть; муж и жена – два человека, но каждый имеет свою сферу деятельности и ответственности, муж – глава семьи, жена – тело семьи. | есть, муж – человек, жена – домашнее существо (не человек). Современный ислам значительно смягчил это представление, но женщина остается вторичной. |
зачем нужно деторождение:
| низачем | для продолжения рода до конца времен | для взаимного воспитания людей в заботе и любви друг к другу, и для наполнения Небес | для продолжения рода до конца времен |
возможно ли достижение максимального счастья в семье:
| нет. Семья мешает просветлению. Возможно лишь улучшать карму | именно так и возможно | именно так и возможно (монастырь – частный случай семьи) | возможно |
бессмертна ли душа животных, и откуда эти сведения:
| бессмертна; так сказал человек Будда | смертна; так сказал Бог, сотворивший животных и людей | смертна; так сказал Бог, сотворивший животных и людей | смертна; так сказал Аллах, сотворивший животных и людей |
отношение к животным:
| нельзя причинять им боль, поскольку в них жизнь, такая же, как у людей | нельзя причинять им боль, если это не обосновано необходимостью для людей | нельзя причинять им боль, если это не обосновано необходимостью для людей | безразлично; сегодня утверждают, что нельзя их мучать. |
отношение к войне:
| надо защищать свою страну, хотя кровопролитие мешает просветлению | надо защищать свою страну. И надо нападать и убивать, если есть на то воля Божия, изреченная через избранных пророков | надо защищать свою страну, хотя кровопролитие все равно грех (но меньший, чем отдать на растерзание своих ближних) | надо защищать свою страну, и нападать и убивать всех неверных. Сегодня ислам лишь украдкой говорит о необходимости убийства неверных, но это неизбежно вытекает из Корана |
Если кто-то с чем-то описанным несогласен – пишите здесь, обсудим!
Не согласен с тем, что христианство — в третьем столбике. =))
Ибо оно всегда на первом месте.
Совершенно верно! Но здесь номера колонок выбраны из других соображений:
– первое, показать, что буддизм – НЕ религия, то есть он абсолютно никуда человека не ведет (буддист после смерти попадает как минимум в пустоту), и таким образом сразу пресечь попытки буддистов пытаться “принять и Христа тоже” (ведь Христос говорит нечто, совершенно исключающее буддизм, противоположное ему);
– второе – продемонстрировать преемственность христианства от древнего иудаизма, показать их неразрывную родословную от Бога: взаимоотношения Бога с человеком начались в Адаме и Еве, продолжились древним иудаизмом и обрели полноту в христианстве; и
– третье – показать, что ислам есть иной путь, отнюдь не совместимый с христианством, представляющий своего главу-Аллаха (которого мусульмане хотят отождествлять с Богом) как жестокого деспота, а не как Источник Любви. И еще ислам здесь поставлен в последнюю колонку, чтобы было нагляднее видны его отличия от древнего иудаизма и христианства, явно запрещающие считать магометан последователями Бога – Аллах фундаментально отличается от Бога, не коррелируется с Ним по важнейшим позициям.